Зарубежные ученые о Nozema ceranae

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Однако на протяжении того же самого периода микроспоридия Nozema ceranae, естественным хозяином которой является азиатская пчела Арis сегапа, перешла на паразитирование на медоносной пчеле Арis mellifera и в настоящее время обнаруживается по всему миру, как в здоровых, так и в больных семьях.

Ниже приводится краткое содержание статьи испанских ученых.

Согласно проведенным исследованиям, авторы доказали связь между заражением пчел микроспоридией Nozema сегапае и смертью семей. К сожалению, признаки ослабления не очевидны. Отмечается продолжительный бессимптомный инкубационный период, когда отсутствуют очевидные симптомы поражения пчел нозематозом.

 

Авторы считают, что гибель пчел может быть только финальной фазой длительного процесса или хронического поражения «молчаливым патогеном».

Для проведения исследований авторы ежемесячно из ульев и нуклеусов в 12 ч дня брали образцы пчел-сборщиц и внутриупьевых пчел. Для этого закрывали леток и в течение 30 мин собирали сборщиц, прилетевших с ношей. После этого собирали внутриульевых особей. Исследовали пробы перги, которые также брали ежемесячно из нуклеусов и полноценных семей. Их исследовали на остаточное количество пестицидов и использовали для пыльцевого анализа, чтобы подтвердить отсутствие пестицидов на сельскохозяйственных культурах, с которых пчелы собирали нектар и пыльцу, и установить доступность пыльцевых резервов в течение года. Подвергали анализу и мед на остаточное количество пестицидов.

Образцы мертвых пчел-сборщиц собирали с земли на плантации лаванды широколистной.

Силу семьи определяли ежемесячно, подсчитывая число рамок, занятых пчелами и расплодом.

Все пробы пчел-сборщиц и внутриульевых пчел изучались на наличие спор микроспоридии рода Nozemа, цист МаlpighаmоеЬа mеllificae, клещей Vaггоа destructor и Асагарis woodi.

ДНК экстрагировали из 500 мкл (0,5 мл) сборного гомогената, оставшегося после микроскопического анализа кишечника внутриульевых пчел или сборщиц.

Как было указано выше, болезнь протекала без проявления классических признаков нозематоза в кишечнике внутриульевых пчел, поскольку среднее число спор существенно колебалось от начала до конца опыта. Этот параметр нельзя считать индикатором определения здоровья семьи. Пчелы-сборщицы всегда были более сильно заражены по сравнению с внутриульевыми. Интересно, что динамика численности рамок, занятых пчелами и расплодом, коррелирует с процентом зараженных пчел-сборщиц и максимальными средними температурами.

В процессе исследований авторы установили четыре фазы естественного течения заражения микроспоридией Nozema сегапае, которые наблюдались в полноценных семьях. В зараженных нуклеусах отмечали только три фазы из-за меньшего числа пчел.

Фаза 3 начиналась следующей весной, когда семьи быстро набрали силу, и все рамки были заполнены расплодом. Клинические параметры (заражение сборщиц и число спор на одну пчелу) были сходны с параметрами фазы 1. Такое течение болезни не сказывалось отрицательно на развитии семьи, она набирала силу. Фаза получила название «ложное восстановление». В этом случае даже роение казалось неизбежным, но оно никогда не происходило. Наступила осень, этот период характеризовался массовой гибелью пчел, количество расплода снизилось до минимума. Это означало переход к фазе 4: пчелы очень активны, но спустя два месяца в улье можно найти мертвую матку в окружении молодых погибших особей. Остаются запасы перги и меда и в большинстве семей можно было обнаружить небольшое по площади пятно запечатанного расплода.

В фазе 4 только более 40% внутриульевых пчел были заражены микроспоридиями Nozema сегапае, доля больных пчел-сборщиц превышала 65%.

В результате были установлены два пика коллапса. Коллапс может происходить в холодные месяцы, тогда 50% пчел, погибших внутри улья, и матки заражены микроспоридиями (среднее количество спор в этих пчелах всегда было выше 10 млн). Ранней весной процент заражения пчел и среднее количество спор, выделенных у одной пчелы, ниже, матки не заражены. Вероятно, различия в этих двух случаях связаны с количеством и соотношением старых и молодых особей.

Автор отметил одинаковые патологоанатомические изменения как в образцах мертвых и умирающих пчел, собранных на земле, так и у зараженных особей, отобранных в улье в течение года, даже если они были взяты в летние месяцы. Все эпителиальные клетки, выстилающие крипты средней кишки (желудка), были поражены, имели место дегенерация эпителиальных клеток и их обширный лизис. Все это явно вело к ранней смерти пчел-сборщиц в результате систематического недоедания из-за нарушения пищеварительных процессов. Хотя патологоанатомические признаки, характерные для заражения микроспоридией Nozemа сегапае, напоминают те признаки, которые отмечают при заражении микроспоридией Nozema арis, имеются некоторые клинические отличия. Так, нет ползающих пчел, дизентерии в виде пчелиных экскрементов на стенках улья и рамках и естественной самосмены матки, что отмечается при поражении пчел Nozema арis. Пчелы-сборщицы, зараженные с интенсивностью в среднем 21 млн спор на особь, не могли вернуться в улей.

Этот процесс известен как «суицидальное удаление патогенного начала». Однако можно это определить как смерть, вызванную изнурительным процессом под действием инвазии Nozemа сегапае, из-за чего пчелы не могут вернуться в улей.

Автор указывает в статье, что в течение периода исследования ни одна болезнь имагинальных или доимагинальных форм медонос¬ной пчелы не была диагностирована, ни один другой паразит не был обнаружен и лишь вирус израильского острого паралича (1АР/) выделен только в одном из нуклеусов.

Однако в дальнейшем вирус хронического паралича, вирус деформации крыла и вирус «черный маточник» были также обнаружены в других шести исследованных нуклеусах.

Анализ показал, что пчелы не подвергались контакту с каким-либо пестицидом. Более того, не было поблизости посевов подсолнечника и кукурузы, с которыми ранее связывали резкое снижение численности пчел в семьях. Была обнаружена пыльца двадцати различных таксонов. Пчелы имели достаточный доступ к цветкам в течение всего года, за исключением января.

В сущности подтвердилось то, что патоген может быть передан здоровым пчелиным семьям. Исследователи установили, что размножение паразита происходит в течение всего года без какой бы то ни было паузы в его жизненном цикле. Более того, в разные сезоны года не было никаких различий в патологических изменениях, регистрируемых у зараженных пчел.

Широкое распространение Nozema сегапае за последние двадцать лет и ее способность вызывать гибель семей говорят о значимой роли этой микроспоридии в потерях семей.

 

http://p4elovodstvo.com.ua/

{backbutton}